В газете "Восточно - Сибирский путь" опубликована статья "По следам былых землетрясений"

 
фото: crust.irk.ru

По следам былых землетрясений

Владимир Саньков, и. о. заместителя директора по научной работе Института земной коры СО РАН

– Владимир Анатольевич, недавно учёные института подготовили отчёт об итогах летней экспедиции на Муякан-Ангараканское междуречье, в район, где проходит Северомуйский тоннель. Какова была её цель?

– Заказчиком исследований выступила компания RSRS – совместное предприятие АО «РЖДстрой» и швейцарского инфраструктурного холдинга Молинари Рэйл АГ. Однако понятно, что все изыскания проводились в интересах ОАО «РЖД». Связаны они с масштабной модернизацией БАМа.

Нашей задачей было изучение разломной тектоники и сейсмотектоники района. Главным образом мы сосредоточились на уточнении положения активных разломов, то есть тех, движения по которым происходили в последние 100 тыс. лет и которые потенциально могут порождать землетрясения.
 
Один из эпизодов пожарно-тактических учений в Северомуйском тоннеле


– И когда нам теперь ждать землетрясений на БАМе?

– Одного полевого сезона недостаточно для ответа. Да никто и не ставил перед нами подобную задачу. Мы изучали следы доисторических так называемых палеоземлетрясений, произошедших до эпохи инструментальных сейсмологических наблюдений и не упомянутых в исторических источниках. Они оставляют свой след в виде различных деформаций рельефа. По амплитудам смещения земной коры и по протяжённости разломов мы определяем, каковы были магнитуды. А поскольку для сильнейших землетрясений характерна повторяемость, то, выявив её каким-либо способом, мы можем судить о вероятности проявления такого события в будущем.

Что касается района Северомуйского тоннеля, то однозначно можно уже говорить о большой вероятности в неопределённом будущем проявления в этих местах сейсмических событий с магнитудой 7,0–7,5. Если гипоцентр землетрясения окажется непосредственно под тоннелем, то это может привести к смещениям рельефа в диапазоне 1,5–3 метра.

– А кому это сейчас будет интересно, если землетрясение случится, скажем, лет через 500?

– А если раньше? Допустим, через 20 лет? Палеосейсмическая активность в районе тоннеля изучена слабо. Сейсмодислокации в основном располагаются там, где добыть материал для достоверного датирования палеособытий сложно из-за горного рельефа местности. Чтобы обладать более точными знаниями, необходимо начинать новое планомерное изучение всей территории вдоль БАМа. Важно также исследовать скорости деформаций земной коры, которые во многом определяют сейсмическую активность.

Полагаю, что для возобновления всех рядов наблюдений потребуется нескольких лет. Необходима и установка дополнительных сейсмостанций. Сейсмическая станция Северомуйск стоит на рыхлых грунтах. Её расположение заставляет применять особые способы пересчёта характеристик сейсмических колебаний для того, чтобы знать точно, что происходит в коренных породах на уровне тоннеля. Измерения должны вестись на порталах тоннеля и внутри него, причём на тех участках, где есть разломы и где их нет. Только тогда может быть полностью расшифрован характер реакции горного массива и искусственных сооружений на землетрясения.

Процессы деформирования горного массива надо измерять не только внутри тоннеля, но и на поверхности. Одним из эффективных методов режимных наблюдений в этом случае является установка сети постоянно действующих станций спутниковых геодезических измерений.

– Учёные института неоднократно выступали с предложениями о строительстве обходного пути вокруг тоннеля…

– Предложения базировались на нашем стремлении обезопасить на этом участке транспортную систему от воздействия негативных геологических процессов.

С другой стороны, мы ведь не строители и не инженеры. Нужен детальный расчёт. Но в любом случае дальнейшее развитие системы геофизического, гидрогеологического и сейсмического мониторинга вдоль БАМа – это залог его успешного функционирования в будущем.
 
Александр Ивановский
 
Ссылка на источник

Дата опубликования: 17.01.2022

ПОДЕЛИТЬСЯ